Адрес:
Красноармейская, 103а
т.786-836
Молодежная, 22 т.366-377
Баранова, 90 т.710-526
В.Шоссе, 29 т.458-582
подробно в разделе Подразделения
e-mail: izhsbbzh@yandex.ru




Телефон:
45-85-82 - Аптека, лечебница
ул.В.Шоссе, 29

работа:
пн-пт с 8-00 до 17-00
сб. с 9-00 до 15-30
перерыв с 12-00 до 13-00
            45-88-68
            вызов на дом
ветеринарного врача


Новости

12 Марта 2012

Россельхознадзор разъясняет


В связи с поступающими запросами, связанными с передачей на Украине полномочий по контролю за продовольствием и пита­нием украинской националь­ной ветеринарной службе, Россельхознадзор делает некоторые разъяснения о принципиальной роли ветеринарной службы в обеспечении интересов национальной безопасности, а также о мировых тенден­циях в совершенствовании механизмов контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности пищевой продукции.

Ветеринарная служба любой страны, в соответствии с ключе­выми положениями таких меж­дународных актов, как Кодекс Алиментариус Всемирной продо­вольственной организации (ФАО), Кодекс наземных животных и Кодекс водных животных Между­народного эпизоотического бюро (МЭБ), имеет ключевое значение в системе осуществления государ­ственной функции в обеспечении продовольственной безопасности (в части создания условий для произ­водства продовольствия высокого качества в необходимых количе­ствах), продуктовой безопасности (в части обеспечения безопасности пищевой продукции животного происхождения, включая рыбную г морскую продукцию, для по­требителя) и биологической безопасности (защита продуктивных и непродуктивных животных от вспышек заболеваний, в том числе опасных для человека).

Из всех продуктов питания наибольший потенциальный риск для потребителя несут пищевые про­дукты животного происхождения. Это связано в первую очередь с тем обстоятельством, что более 80% заболеваний человека и животных вызываются одними и теми же 6о-лезнетворными агентами. Помимо |этого, как известно, в подавляющем большинстве случаев риски, связанные с загрязнением пищевой продукции опасными и вредными веществами, а также болезнетвор­ными микроорганизмами, харак­терны для стадий производства и переработки такой продукции.

В соответствии с рекоменда­циями МЭБ, обеспечение безопас­ности производства и первичной переработки пищевой продукции животного происхождения явля­ется прерогативой ветеринарной службы.

В последние годы Всемирная организация здравоохранения вы­двинула тезис о необходимости создания стабильной интегриро­ванной системы контроля продо­вольствия по всей пищевой цепи, от производителя сырья до конеч­ного потребителя. Существенную роль в создании такой системы играют ФАО, МЭБ, а также такие исследовательские центры, как Федеральный институт защиты здо­ровья потребителя и ветеринарной медицины Германии.

В настоящее время проводится интенсивная работа по усовершен­ствованию системы обеспечения безопасности продовольствия в та­ких крупнейших мировых центрах производства продовольствия, как США и Евросоюз. Основой этих систем является нацеленность на сквозной контроль всей системы от фермы до прилавка, оценка рисков и управление ими, оценка продукции требованиям безопас­ности. На практике такие системы контролируют все стадии произ­водства, начиная от выращивания кормов для животных.

Другим ключевым элементом системы является создание меха­низма прослеживания путей пере­мещения животных и полученной из них продукции, что требует уни­фицированного подхода и тесного взаимодействия национальных ветеринарных служб. Большую работу в этом отношении проводит Европейское агентство по продо­вольствию и ветеринарии.

Недостаточность существу­ющей на общеевропейском про­странстве системы обеспечения безопасности продовольствия показали недавние диоксиновыи скандал и вспышка высокопато­генного колибактериоза, при кото­рой пострадало более трех тысяч человек, более чем у 700 из них развились тяжелые осложнения, а 29 человек в Германии и один в Швеции скончались. Напомним, что первичный источник инфек­ции так и не был установлен. Раз­дробленность и ведомственная раз­общенность в отдельных звеньях системы сквозного контроля соз­дают условия для возникновения спорадических вспышек массовых пищевых токсикоинфекция. Это происходит периодически, в част­ности, и в странах Евросоюза, и в России, и в США.

В США в настоящее время, в том числе на уровне специально созданной Президентской комис­сии, а также в Конгрессе, актив­но прорабатываются варианты создания высокоинтегрированной системы обеспечения националь­ной продуктовой безопасности, ключевую роль в которой должны сыграть соответствующие под­разделения Минсельхоза США. Это связано с тем, что нынешняя американская система, в которой участвует несколько федеральных ведомств, не может гарантировать полную безопасность потребителя. В результате пищевые токсикоин­фекцин поражают в год 76 милли­онов американцев. А это 325 000 госпитализаций и не менее пяти тысяч смертей. Общий ущерб от заражения пищевой продукции в США оценивается в $152 мил­лиарда долларов в год. В США, также как и в Евросоюзе, выделяли высокопатогенныи штамм кишеч­ной палочки, выявляются другие новые штаммы опасных микро­организмов.

Одним из интересных проек­тов по созданию новой системы сквозного контроля в США стало внедрение на мясоперерабаты­вающих предприятиях страны Минсельхозом системы контроля в критических точках. Подобная система начинает использоваться и Минсельхозом Канады.

Таким образом, в основных зонах устойчивого аграрного производства идет интенсивный поиск новых организационных возмож­ностей в создании функциональ­но единой системы, способной эффективно контролировать без­опасность пищевой продукции на всем пути от фермы до конечного потребителя. Для этого, например в Новой Зеландии и Австралии, созданы система лабораторно­го контроля, а также комплекс электронных систем, в режиме ре­ального времени контролирующих безопасность поднадзорной госу­дарственному ветеринарному над­зору продукции и ее перемещение от фермы до прилавка магазина. В России функции электронного обеспечения надзорной функции в области ветеринарии играют созданные Россельхознадзорой электронные системы «Аргус», «Веста», «Меркурий».

Как показала практика, наи­более эффективные из суще­ствующих национальных систем обеспечения продуктовой безопас­ности организованы на базе наци­ональных ветеринарных служб. Это, например, Новозеландская служба по безопасности про­довольствия при Министерстве сельского хозяйства и лесоводства Новой Зеландии, Агентство по агропродовольствию и ветерина­рии Сингапура, Австралийская служба карантина и инспекции Министерства сельского хозяй­ства, рыболовства и лесоводства Австралии, соответствующие службы скандинавских стран. На постсоветском пространстве также имеются примеры передачи всех государственных функций по сквозному контролю пищевой безопасности ветеринарной служ­бе. В частности, в Литве органом, ответственным за безопасность пищевой продукции, является Государственная служба продо­вольствия и ветеринарии.

Таким образом, передача всей полноты функций контроля без­опасности пищевой продукции на Украине национальной службе ветеринарной медицины не явля­ется событием экстраординарным и не имеющим аналогов в мировой практике.

Опубликовано в газете "Ветернарная жизнь" №3 2012г.


Назад к списку новостей